В программе начальных классов очень иного замечательных стихотворений, которые обогащают и украшают художественную речь. Этот жанр не похож ни на один из существующих в литературе. Он таит в себе немало больших и маленьких секретов. А почему бы не научить младших школьников отгадывать эти секреты и постепенно не перейти к сочинительству своих собственных стихотворений?
Я познакомила учеников с четырьмя «секретами» стихотворений.
- Авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они пишут звуками. И секрет этот называется «звукопись».
- В стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихи звучат размеренно, ритмично.
- В стихах есть рифма, т. е. слова, похожие по звучанию.
- Писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.
Для работы со стихотворениями собирала всевозможные упражнения, которые помогли бы детям научиться складывать рифмованные строчки.
Сначала с детьми выясняли, что такое рифма, пользуясь толковым словарем.
Рифма – это созвучие концов стихотворных форм. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы.
Уже с первого класса давала детям тренировочные задания.
Например:
- Ассоциация по сходству. Задумать предмет и найти для него 3 – 5 сравнений. По этим сравнениям должны отгадать задуманный предмет.
- Найди пару. Небо – земля, пол - ?. Стакан – подстаканник, свеча - ?.
- Отгадка в рифму. Плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине. И т. д.
Большой интерес у детей вызывает работа со считалками, а еще когда они придумывают сами считалки, то здесь мы видим как раскрываются таланты и возможности у детей.
Раз, два, три, четыре, пять,-
Дружно будем отвечать!
Раз, два, три, четыре, пять –
А потом пойдем играть!
(Денис Д.)
Раз, два, три, четыре, пять –
В прятки мы идем играть!
Всех мне нужно сосчитать,
А потом нарисовать! (Саша В.)
Топ – топ – топ бежал малыш!
Топ –топ –топ увидел мышь!
Топ –топ –топ куда бежишь?
Топ – топ –топ чего пищишь?
(Яна А.)
Преподавание стараюсь строить так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Создание на уроках творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие для развития речи и получения знаний.
Познакомились с буриме.
Буриме с французского языка – рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Детям очень нравиться быть поэтами и сочинять небольшие стихи по концовке.
Каждая творческая работа – результат самовыражения в слове, которая не может быть ровным и гладким. Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое детское чувство, оригинальность мысли.
Зима – сосна, от сна – весна
Прошла холодная зима,
Стоит пушистая сосна.
Проснулись елочки от сна,
Пришла веселая весна!
Лето – не спета, пчела – нашла
Еще не скор будет лето,
И песнь весны еще не спета.
А хлопотливая пчела,
На вербе первый мед нашла.
(Люся)
Детям предлагаю начало поэтических строк. Учащиеся самостоятельно заканчивают начатое, работая в группах. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество.
Вот пришла белоснежная метелица,
По земле снежинки плавно стелются.
Деревья кругом стоят ветвистые –
Все они надели платья серебристые.
Снежные машины по дороге мчатся,
Ребята, пойдемте с горки кататься!
Будем ездить наперегонки,
И бросать друг в друга снежки!
Очень важно, чтобы ребенок понял: его речевое творчество во многом зависит от настроения, чувств, интонации, фантазии. Поэтому занятия стараюсь проводить содержательно наполненными, опираясь на мыслительную творческую деятельность учеников.
И в заключение хочется отметить тот факт, что использование на уроках и занятиях приемов работы по овладению навыков сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияют на качество обучения.
Я познакомила учеников с четырьмя «секретами» стихотворений.
- Авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они пишут звуками. И секрет этот называется «звукопись».
- В стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихи звучат размеренно, ритмично.
- В стихах есть рифма, т. е. слова, похожие по звучанию.
- Писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.
Для работы со стихотворениями собирала всевозможные упражнения, которые помогли бы детям научиться складывать рифмованные строчки.
Сначала с детьми выясняли, что такое рифма, пользуясь толковым словарем.
Рифма – это созвучие концов стихотворных форм. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы.
Уже с первого класса давала детям тренировочные задания.
Например:
- Ассоциация по сходству. Задумать предмет и найти для него 3 – 5 сравнений. По этим сравнениям должны отгадать задуманный предмет.
- Найди пару. Небо – земля, пол - ?. Стакан – подстаканник, свеча - ?.
- Отгадка в рифму. Плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине. И т. д.
Большой интерес у детей вызывает работа со считалками, а еще когда они придумывают сами считалки, то здесь мы видим как раскрываются таланты и возможности у детей.
Раз, два, три, четыре, пять,-
Дружно будем отвечать!
Раз, два, три, четыре, пять –
А потом пойдем играть!
(Денис Д.)
Раз, два, три, четыре, пять –
В прятки мы идем играть!
Всех мне нужно сосчитать,
А потом нарисовать! (Саша В.)
Топ – топ – топ бежал малыш!
Топ –топ –топ увидел мышь!
Топ –топ –топ куда бежишь?
Топ – топ –топ чего пищишь?
(Яна А.)
Преподавание стараюсь строить так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Создание на уроках творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие для развития речи и получения знаний.
Познакомились с буриме.
Буриме с французского языка – рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Детям очень нравиться быть поэтами и сочинять небольшие стихи по концовке.
Каждая творческая работа – результат самовыражения в слове, которая не может быть ровным и гладким. Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое детское чувство, оригинальность мысли.
Зима – сосна, от сна – весна
Прошла холодная зима,
Стоит пушистая сосна.
Проснулись елочки от сна,
Пришла веселая весна!
Лето – не спета, пчела – нашла
Еще не скор будет лето,
И песнь весны еще не спета.
А хлопотливая пчела,
На вербе первый мед нашла.
(Люся)
Детям предлагаю начало поэтических строк. Учащиеся самостоятельно заканчивают начатое, работая в группах. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество.
Вот пришла белоснежная метелица,
По земле снежинки плавно стелются.
Деревья кругом стоят ветвистые –
Все они надели платья серебристые.
Снежные машины по дороге мчатся,
Ребята, пойдемте с горки кататься!
Будем ездить наперегонки,
И бросать друг в друга снежки!
Очень важно, чтобы ребенок понял: его речевое творчество во многом зависит от настроения, чувств, интонации, фантазии. Поэтому занятия стараюсь проводить содержательно наполненными, опираясь на мыслительную творческую деятельность учеников.
И в заключение хочется отметить тот факт, что использование на уроках и занятиях приемов работы по овладению навыков сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияют на качество обучения.
0 коммент.:
Отправить комментарий