Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы «теоретиков» (которые легко решают задачи в словесном плане), «практиков» (которым нужны опора на наглядность и практические действия) и «художников» (с ярким образным мышлением).
Развитие мышления зависит не только от типа обучения, но и от типа познания. По степени задействованности тех или иных органов чувств в процессе познания выделяют три типа учащихся: «зрители» - визуалы, «слушатели» - аудиалы, «деятели» - кинестетики.
Зритель и слушатель, достигая высоких результатов по устным предметам, сталкиваются с проблемами на уроках чистописания, а прекрасный спортсмен-деятель отстает на уроках чтения. Можно ли помочь ребенку, чей индивидуальный способ познания уже затормозил прогресс в некоторых областях?
Сначала надо определить тип ребенка. Для этого вам предлагается БЛИЦ - Тест для детей 6 - 7 лет.
1. Общение. Когда моему первокласснику хочется выразить свои мысли ....
Зритель
- Он пользуется простыми фразами. Он неправильно произносит некоторые звуки и слова. Он молчит и редко сам высказывается отвечать.
Слушатель
Он правильно использует глагольное время. Ему нравится разговаривать со взрослыми. Он любит сочинять и рассказывать вымышленные истории.
Деятель
Он говорит короткими, прямыми фразами. Он невнятно произносит некоторые звуки. Он может рассказывать что - либо непоследовательно.
2. Любимые игрушки и занятия. Когда мой первоклассник играет...
Зритель
Ему нравятся калькуляторы и компьютеры. Ему нравится рукоделие и моделирование. Он любит читать и наблюдать за играми других детей.
Слушатель
Ему нравится смотреть телевизор, слушать радио и магнитофон. Он любит читать вслух и ему нравится, когда ему читают. Ему нравится придумывать игры.
Деятель
Ему нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры. Он любит кататься на велосипеде и ходить в походы. Он любит ухаживать за домашними животными.
3. Микро - моторика. Когда мой первоклассник работает руками...
Зритель
Он правильно выводит буквы точно в границах строки. Для его письменных работ характерна аккуратность. Ему особенно нравится раскрашивание.
Слушатель
Он аккуратно пишет печатными буквами. Он диктует или читает самому себе во время занятий. Он часто просит помочь при выполнениии творческих заданий.
Деятель
Ему трудно писать на разлинованной бумаге. Он путает порядок букв и слов. Он сильно нажимает на карандаш или кисточку.
4. Навыки поведения в коллективе. Когда мой первоклассник общается с другими детьми ...
Зритель
Он чувствует себя одиноко в группе детей. Он редко сам заводит разговор, но отвечает, когда его спрашивают. Индивидуальные занятия нравятся ему больше, чем групповые.
Слушатель
Он очень разговорчив. Обычно первым начинает разговор. Ему часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках.
Деятель
Он более общителен на игровой площадке. Ему легче выражать мысли с помощью жестов. Он выступает в роли лидера на игровой площадке.
5. Память. Когда мой первоклассник учится ...
Зритель
Он запоминает то, что видит. Он читает, впоминая значение слов.
Слушатель
Он легко усваивает математические правила. Он читает, узнавая слова по их значению.
Деятель
Ему нелегко вспомнить то, что он видел и слышал. Ему нужна помощь, чтобы научиться читать.
6. В школе. Когда мой первоклассник находится в классе ...
Зритель
Он аккуратно одевается. Он отвлекается, обращая внимание на цвета и движение. Он следит за порядком на своем рабочем месте.
Слушатель
Его внешний вид ни неаккуратный, ни чрезмерно опрятный. Он легко отвлекается на звуки и голоса. Он ведет дискуссии и часто вызывается отвечать.
Деятель
Он часто выглядит довольно неопрятно. Он чрезмерно активен и легко отвлекается. Ему трудно усидеть на своем месте.
Скорее всего ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Это будет указывать, каким способом познания пользуется ребенок.
Лорен Брэдвей "Ребенок от 7 до 14 лет" Москва ЮНВЕС 1997
Развитие мышления зависит не только от типа обучения, но и от типа познания. По степени задействованности тех или иных органов чувств в процессе познания выделяют три типа учащихся: «зрители» - визуалы, «слушатели» - аудиалы, «деятели» - кинестетики.
Зритель и слушатель, достигая высоких результатов по устным предметам, сталкиваются с проблемами на уроках чистописания, а прекрасный спортсмен-деятель отстает на уроках чтения. Можно ли помочь ребенку, чей индивидуальный способ познания уже затормозил прогресс в некоторых областях?
Сначала надо определить тип ребенка. Для этого вам предлагается БЛИЦ - Тест для детей 6 - 7 лет.
1. Общение. Когда моему первокласснику хочется выразить свои мысли ....
Зритель
- Он пользуется простыми фразами. Он неправильно произносит некоторые звуки и слова. Он молчит и редко сам высказывается отвечать.
Слушатель
Он правильно использует глагольное время. Ему нравится разговаривать со взрослыми. Он любит сочинять и рассказывать вымышленные истории.
Деятель
Он говорит короткими, прямыми фразами. Он невнятно произносит некоторые звуки. Он может рассказывать что - либо непоследовательно.
2. Любимые игрушки и занятия. Когда мой первоклассник играет...
Зритель
Ему нравятся калькуляторы и компьютеры. Ему нравится рукоделие и моделирование. Он любит читать и наблюдать за играми других детей.
Слушатель
Ему нравится смотреть телевизор, слушать радио и магнитофон. Он любит читать вслух и ему нравится, когда ему читают. Ему нравится придумывать игры.
Деятель
Ему нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры. Он любит кататься на велосипеде и ходить в походы. Он любит ухаживать за домашними животными.
3. Микро - моторика. Когда мой первоклассник работает руками...
Зритель
Он правильно выводит буквы точно в границах строки. Для его письменных работ характерна аккуратность. Ему особенно нравится раскрашивание.
Слушатель
Он аккуратно пишет печатными буквами. Он диктует или читает самому себе во время занятий. Он часто просит помочь при выполнениии творческих заданий.
Деятель
Ему трудно писать на разлинованной бумаге. Он путает порядок букв и слов. Он сильно нажимает на карандаш или кисточку.
4. Навыки поведения в коллективе. Когда мой первоклассник общается с другими детьми ...
Зритель
Он чувствует себя одиноко в группе детей. Он редко сам заводит разговор, но отвечает, когда его спрашивают. Индивидуальные занятия нравятся ему больше, чем групповые.
Слушатель
Он очень разговорчив. Обычно первым начинает разговор. Ему часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках.
Деятель
Он более общителен на игровой площадке. Ему легче выражать мысли с помощью жестов. Он выступает в роли лидера на игровой площадке.
5. Память. Когда мой первоклассник учится ...
Зритель
Он запоминает то, что видит. Он читает, впоминая значение слов.
Слушатель
Он легко усваивает математические правила. Он читает, узнавая слова по их значению.
Деятель
Ему нелегко вспомнить то, что он видел и слышал. Ему нужна помощь, чтобы научиться читать.
6. В школе. Когда мой первоклассник находится в классе ...
Зритель
Он аккуратно одевается. Он отвлекается, обращая внимание на цвета и движение. Он следит за порядком на своем рабочем месте.
Слушатель
Его внешний вид ни неаккуратный, ни чрезмерно опрятный. Он легко отвлекается на звуки и голоса. Он ведет дискуссии и часто вызывается отвечать.
Деятель
Он часто выглядит довольно неопрятно. Он чрезмерно активен и легко отвлекается. Ему трудно усидеть на своем месте.
Скорее всего ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Это будет указывать, каким способом познания пользуется ребенок.
Лорен Брэдвей "Ребенок от 7 до 14 лет" Москва ЮНВЕС 1997
Также можно познакомиться со статьей "Обучение детей с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации" Сотниковой И. Д.
Продолжение следует ....
0 коммент.:
Отправить комментарий