11 августа 2009

Занковский урок. Какой он?

Что отличает урок в системе Л.В. Занкова от традиционного? Время урока то же, такие же дети, как и в классах, обучающихся по другим системам, учитель, учебники, тетради...
Занковский урок имеет свои этапы, у которых, однако, нет жестких, раз и навсегда закрепленных названий и мест в схеме урока. Для занковцев важно не название этапов, а их наполнение. Если точнее - наполнение урока тем содержанием и настроением, которые помогают достичь цели педагогического процесса в целом и урока как одной из его форм в частности. Поэтому отсутствие в конспекте урока этапа «Мотивация», вовсе не означает, что учитель не работает над ней. Просто это задача всего урока, а не отдельного этапа.
Урок в системе Л.В. Занкова может начаться сразу с открытия нового материала или проверки домашнего задания. Когда мы учим студентов, то говорим: на этот этап отводится примерно столько минут, через 15 минут можно провести физкультминутку. И каждый учитель-профессионал уже не придерживается внутри урока времени, отведенного на этот этап, потому что он идет от детей, он чувствует их и проживает вместе с ними открытие нового, повторяет материал, подводит к обобщению. Значимо не количество этапов, а их наполнение. Главное не лозунги о формировании общеучебных действий, о деятельностном подходе, а создание атмосферы и возможности разбудить ум, сердце и чувства ребенка.
Занковский урок, безусловно, имеет гибкую структуру. Вы можете начинать сразу с задания. Именно задание организовывает детей на работу. Одна из заповедей занковского урока - урок начинается с урока!
Нужен не организационный момент, который обязательно длится 2 минуты, а нужно то, что настроит на работу. Например, в начале дня:
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: здравствуй! (А дальше... Или же сразу.) Мы начинаем работать!
В занковской системе не пишут перед уроком на доске его тему и не заучивают текст правила с примерами из учебника. Надо постараться, чтобы дети самостоятельно выходили на тему урока и называли ее. Они сообща выводят правила, а затем проверяют по учебнику, все ли они учли.
Важно, чтобы подведение итогов в конце урока было не формальным. Если каждый урок спрашивать, что нового узнали дети, то станет скучно не только им, но и учителю. Этап подведения итогов необходимо сделать значимым для учеников, а иначе зачем он нужен? Его цель -помочь каждому ученику осознать, что его (ребенка) удивило, какой вопрос оказался для него самым интересным, что для него составило трудность, и главное, что сегодня получилось. Учителям-занковцам хорошо известны такие приемы, когда мы просим ребят закончить фразу устно или письменно, например, в тетради.
- Расскажите, почему вы сегодня довольны своей работой? (Я доволен(а) тем, что..,)
- Что сегодня тебе удалось? (Мне сегодня удалось..., у меня получилось...)
- Закончите фразу: теперь я умею...
- Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..
Не надо вести своих учеников «на коротком поводке» (вопрос-ответ, при которых не важны пояснения). В системе Занкова они необходимы. Не нужна просто трансляция теории, нужно объяснение, пояснение, доказательство, свои примеры. И учителю важно научиться создавать коллизии, используя ответы детей, учебные ситуации. Важно позволить детям занять главные роли в процессе открытия нового.
Об этом и многом другом речь идет в материале Светланы Геннадьевны ЯКОВЛЕВОЙ, директора Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Подробнее о занковском уроке пишет Светлана Геннадьевна в статье
"Занковский урок. Какой он?", которую можно прочитать здесь.

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю