26 августа 2009

Четыре заповеди занковского урока

Совсем скоро все мы сядем за планы уроков. Перед нами встанет вопрос: как построить урок так, чтобы он для ребенка стал интересным, увлекающим, познавательным? Хотелось бы от детей опять услышать: «А, что, уже звонок с урока? Какой короткий урок!» Поэтому еще раз перед началом работы вечером перечитала статьи о занковском уроке. Какой он? Что же отличает занковский урок от урока в традиционной системе?
Те же сорок минут, те же условия: рамки программ, требования СанПиН…. Но есть что – то неуловимое, что отличает каждый занковский класс, каждого занковского учителя. Я предлагаю познакомиться с заповедями урока, которые помогут вам в работе как по системе Занкова, так и по другим УМК.
Не случайно первая заповедь занковского урока – «идти от детей». Важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого.

Идти от того, что значимо для детей, что представляет для них интерес, но не «на поводу» у них. «Идти от детей» - это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать их настроение. А для этого надо постоянно изучать детей, получая новые знания о них от психологов, физиологов, нейрофизиологов.
Вторая заповедь занковского урока –
«урок начинается с урока». Любое задание, которое выбирается для урока, надо рассматривать через призму значимости для детей, а не с позиции «это интересно мне» или с позиции «так положено».
Развивающий урок – это урок, который мы ведем совместно с детьми. Урок порой непредсказуем, вы готовите много материала, а какой будет актуальный? Учитель - занковец должен уметь перестраиваться на ходу, чувствовать каждого ребенка, улавливать интересы класса. Главное – не бояться ошибок детей.
«Ошибка – находка учителя» - это третья заповедь. Именно ошибка позволит ребенку остановиться, задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники. Ошибка – дело тонкое! Здесь, как и во всем, нужен индивидуальный подход. Учитель не третейский судья!
Четвертая заповедь занковского урока –
«доверять силам детей»! Она напрямую связана и с использованием времени на уроке и с заповедью «идти от детей».
Журнал «Практика образования» 2006/4 статья «Заповеди занковского урока» Яковлевой С. Г.

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю