13 сентября 2009

Характеристики понятий: Слово. Язык. Речь. (часть 1)

Вот уже несколько лет я работаю над методической темой "Развитие речевой и коммуникативной деятельности младшего школьника". Два раза по данной теме защищалась на высшую категорию, т.к. она безгранична и многогранна.
Вашему вниманию предлагаю свои методические и дидактические разработки по данной теме.
Каждый ли из школьников догадывается, по – настоящему представляет, какой своеобразной, интересной и порой загадочной жизнью живет, на первый взгляд, простое и обычное человеческое слово, осознает ли, что слово устроено сложнее и хитроумнее, чем наиболее усовершенствованный механизм, что оно ведет себя иной раз причудливее и непонятнее любого человеческого существа.
Так много слов скопилось на земле!...
Но в собственность ни деньгами, ни властью
Не купишь слова, не запрешь в столе:
Оно мирское достоянье, к счастью!
И сотни раз различные уста
Одно и то же произносят слово,
И на устах у каждого из ста
Оно значенье изменяет снова,
Иначе пахнет и звучит не так,
То дерзко требует, то жалко просит,
Послушно отражая свет и мрак
Того, кто это слово произносит.
Оттенков множество в себе тая;
Звучание не больше, чем одежа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа. Д. Кугультинов
«Вначале было слово…» Это изречение, которым открывается Евангелие от Иоанна, часто цитируют, используют в статьях, выступлениях, научно – популярных работах. Но вряд ли все ясно представляют, какое значение имеет здесь слово, какой смысл заключается в нем. Обратимся к наиболее авторитетным токовым словарям русского литературного языка.
В словарной статье 13 – го тома академического «Словаря современного русского литературного языка» приведено восемь различных значений этого слова. Как сложно подчас понять смысл того или иного высказывания, текста, включающего в свой состав сочетание звуков слово, как много смыслов в нем заключено, как важно точно его употреблять в речи.
Слово может обозначать не только единицу языка или высказывания, но и вообще язык, речь.
Многим, наверное, известны строки из стихотворения А. А. Ахматовой, где близки по значению слово и речь:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя русская речь,
Великое русское слово.
В этом стихотворении речь и слово не только близки, но, главное, очень глубоки по смыслу. Слово не просто значит «речь», «язык», но выступает как воплощение народного духа национального самосознания народа. В звучании слова слово отложилось осознание народом всей возможности того места, которое занимает слово, язык в жизни человека. «Слово, есть воссоздание внутри себя мира» - К. С. Аксаков.
Термины и понятия «язык» и «речь» тесно связаны и взаимодействуют с терминами и понятиями «речевая деятельность», «текст». Поэтому желательно брать язык и речь не только в отношении друг с другом, но и в отношении с речевой деятельностью и текстом.
Примем следующие определения из книги «Словарь лингвистических терминов» Ахмановой О. С.
Язык – знаковый механизм общения; совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей.
Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам
И в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Речевая деятельность – совокупность психофизиологических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.
Текст – словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится выбирая точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, учится владеть дыханием и голосом, интонациями. Он учится писать и читать, т. е. переходить от устного языкового кода на графический, Буквенный, - и обратно.
Орудие речи – это язык, созданный и постоянно обогащаемый сотнями поколений народа. В языке отразилась вся жизнь народа, его творца и хранителя его обычай, его радости и страдания, стремления и умения, в нем весь мир природы.
К. Д. Ушинский писал, что язык народа – это лучший учитель, учивший новое поколение тогда, когда не было еще ни книг, ни школ. Нетрудно понять необходимость владением и произношением, и неисчислимыми лексическими кладами, и механизмами слова – и формообразования, сочетания слов в предложении и тексте, свободно льющейся речью. Язык и усваивается, и совершенствуется в его функционировании, т. е. в речи. Как безгранично обогащение личности знанием языка, так не имеет предела развитие речевых умений; красноречия, выразительности, дара сочинительства, общей культуры.
Язык по своей сложности, богатству, гибкости, несомненно, величайшее из всего, что создано человечеством, это инструмент его мудрости – писал М. Р. Львов в статье журнала «Начальная школа» 1 – 2000г.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Список использованной литературы представлю в следующей части.

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю