В продолжении темы, по развитию речевой и коммуникативной деятельности младшего школьника, хотелось бы поделиться опытом своей работы на уроках и занятиях спецкурса "Языкознание".
Ребенок только тогда точно выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Именно языковая личность и текст как воплощение ее индивидуальных свойств в речевой деятельности становятся центральными объектами.
Слово текст имеет различные значения.
В известной статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» Л.В.Щерба писал, что на языке лингвистов тексты - это «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке, в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы». А «в представлении старого филолога – это литература, рукописи, книги». Таким образом, в широком филологическом понимании текст - это произведение словесности. Именно в этом смысле филологи понимают текст, когда говорят, что филологии принадлежит весь мир человека, увиденный через текст.
Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами цельности и связности –так определяет понятие «текст» в книге известного лингвиста и литероведа В. П. Руднева.
Текст – явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка.
Каковы же признаки текста?
Выраженность. Текст – всегда выражен в устной или письменной форме.
Ограниченность. Каждый текст даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец.
Связность. Языковые единицы, обозначающие текст, само собой разумеется, связаны между собой в определенном порядке.
Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое.
Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, организованны.
Информированность. «Ведь текст, как правильно писал В.В.Одинцов, - создается не для того, чтобы употреблять какие-то слова, а для выражения мыслей, содержания». Текст обязательно заключает в себе определенное содержание или информацию.
Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, заключающая в себе определенное содержание.
Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. К сожалению, по данным международного исследования по уровню сформированности умений работать с текстом российские учащиеся заняли 27 – 29 –е места среди учащихся 32 стран.
Научите малыша переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, и вы придадите его речи ясность и яркость.
Как же этого достичь? Возможно, на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка.
Ребенок только тогда точно выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Именно языковая личность и текст как воплощение ее индивидуальных свойств в речевой деятельности становятся центральными объектами.
Слово текст имеет различные значения.
В известной статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» Л.В.Щерба писал, что на языке лингвистов тексты - это «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке, в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы». А «в представлении старого филолога – это литература, рукописи, книги». Таким образом, в широком филологическом понимании текст - это произведение словесности. Именно в этом смысле филологи понимают текст, когда говорят, что филологии принадлежит весь мир человека, увиденный через текст.
Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами цельности и связности –так определяет понятие «текст» в книге известного лингвиста и литероведа В. П. Руднева.
Текст – явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка.
Каковы же признаки текста?
Выраженность. Текст – всегда выражен в устной или письменной форме.
Ограниченность. Каждый текст даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец.
Связность. Языковые единицы, обозначающие текст, само собой разумеется, связаны между собой в определенном порядке.
Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое.
Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, организованны.
Информированность. «Ведь текст, как правильно писал В.В.Одинцов, - создается не для того, чтобы употреблять какие-то слова, а для выражения мыслей, содержания». Текст обязательно заключает в себе определенное содержание или информацию.
Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, заключающая в себе определенное содержание.
Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. К сожалению, по данным международного исследования по уровню сформированности умений работать с текстом российские учащиеся заняли 27 – 29 –е места среди учащихся 32 стран.
Научите малыша переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, и вы придадите его речи ясность и яркость.
Как же этого достичь? Возможно, на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка.
Остановимся на нескольких методах, иллюстрирующих взаимосвязь разных видов деятельности. Использовать эти методы можно и на уроках, изобразительного искусства и факультативах.
Мы с детьми такую работу, в основном, ведем на спецкурсе «Языкознание» и подключаем уроки труда.
I. Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего.
Цель – обучение составлению устного текста повествовательного типа.
Суть – дети одновременно с учителем заняты в двух видах деятельности: рисовании и рассказывании.
Рисование является для ребенка более знакомым видом деятельности, поэтому этот метод можно применять в начале обучения. Сказочный сюжет предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Изображение «действующих предметов» по ходу повествования представляет собой составление иллюстративных опор для последующего самостоятельного воспроизведения сочиненного текста. Эта работа вызывает у ребенка чувство уверенности в собственных силах, что стимулирует процесс коллективного творчества.
Метод реализуется в двух разновидностях.
1. Дети совместно с учителем составляют план повествовательного текста с элементами описания при помощи изобразительных средств. Генетически такой вид деятельности восходит к игре – рисованию, сопровождающейся рассказом. «Сейчас я нарисую цветок…» Одновременно дается понятие о цветах солнечного спектра. Литературным материалом служат известные детям стихи, песни, загадки о радуге, солнце, дожде. Создание на таком занятии проблемной ситуации позволяет расширить творческие возможности ребенка.
2. Рассказ – игра. Дети коллективно составляют текст повествовательного типа с элементами описания по опорам – иллюстрациям, сделанным учителем.
Например: (слайды в презентации)
Все вы любите слушать и смотреть сказки. А сегодня мы с вами вместе сочиним сказку. Герои в этой сказке необычные. Итак, мы начинаем….
В некотором царстве, в сказочном государстве жил – был веселый карандаш. Он очень любил рисовать кружки. Однажды случилось чудо. Все кружки ожили.
Желтый кружок превратился… В кого может превратиться желтый кружок? (цыпленок, лимон, и т.д.). Побежал цыпленок гулять и видит… И вот у карандаша синий кружок превратился…. (речка, …) и видит речку. Только наш цыпленок побежал к речке как вдруг навстречу ему… Карандаш нарисовал оранжевый кружок и он ожил в… (лиса). Чтобы спасти цыпленка карандаш быстро нарисовал много – много сереньких кружков. И вдруг они превратились…… А что случилось дальше с хитрой лисой? …(заканчивают сказку сами)
Мотивация такого действия – в характере текста (сказка – путешествие с высоконравственной целью – чье – то спасение.
Одновременно с составлением сказки дети могут зарисовывать опоры – иллюстрации к себе в альбом.
Также очень интересно проходит занятие по придумыванию необычных животных, применяя прием «Объединение». Перед началом дети знакомятся со стихотворением Г. Сапгира «Крокодил и Петух»
На желтом лугу, где растет чепуха,
Лиловая, как чернила,
Повстречал
Крокодил с головой петуха
Петуха с головой крокодила.
И оба сказали такие слова:
- Какая чудная у вас голова!
Я, может, не прав,
Но, мне кажется, вы
Достойны скорее моей головы.
- Хотите меняться?-
Петух предложил.
- Отлично! Давайте!- сказал Крокодил.
Обменявшись такими словами,
Поменялись они головами.
И каждый подумал:
«Красива на диво!
Обманул я его, чудака».
И ушел Крокодил с головой крокодила,
А Петух с головой петуха.
Дети придумывают этим новым животным названия, объединяя их исходные части. (крокотух, петудил)
Затем дети получают названия фантастических животных, рисуют их и рассказывают об их способностях.
Примеры названий:
Жиразьяна (жираф + обезьяна)
Легр ( лев + тигр)
Зебряц (зебра + заяц)
Волжик (волк + ежик)
Голувлин (голубь + павлин)
Лошаведь ( лошадь + медведь)
Затем дети рисуют фантастических животных. В классе придумывают им названия. В конце занятия по группам или индивидуально дети сочиняют сказочные истории с этими фантастическими животными.
II. Метод, основанный на знаменитом магическом «если бы…» К. С. Станиславского.
Ребенок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже.
На первых этапах – это перенесение реальных героев в хорошо знакомые обстоятельства и составление текста от лица этих героев. При этом в предмете или явлении выделяются наиболее существенные признаки, на основании которых строится миниатюрный текст – описание или повествование.
На занятиях мои ученики пробуют «оживлять», «очеловечивать» окружающий мир, приписывают человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Постепенно ребята представили себя снегом, почкой, сосулькой, капелькой и т. д. Во время работы с устными высказываниями и письменными работами я не даю никаких установок, не составляю плана ответа или сочинения, так как считаю, что эти виды работ требуют от маленьких авторов «открытия», собственного видения предмета.
«Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или – даже больше – легли на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных и прекрасных вещей». Так писал К. Паустовский.
Действительно, даже каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Так мы начали поиск сюжета. На одном из уроков мы с детьми говорили о рыбалке. Дети заинтересовались, какие бы мысли рождались у предметов – поплавка, удочки, если бы они были живыми существами? Так родились сказочные сочинения – миниатюры. (образцы на слайде в презентации)
Интересно и увлекательно можно писать рассказы на уроках по изучению окружающего мира. К сожалению, до сих пор в школе нет единой программы проведения сочинений по разным предметам.
Этот вид работы очень полезен и эффективен. Во – первых, запись рассказа от лица рассказчика – героя помогает ребятам представить себя на месте животных и почувствовать их проблемы, познакомиться с трудностями существования братьев меньших. Дети становятся добрее к природе. Многие впервые узнали, какие беды для природы несет себе человек. Во- вторых, ребятам, прежде чем написать текст, нужно прочитать дополнительную
литературу о жизни той же лисицы, или муравья, или бабочки, их повадках, образе жизни. Это побуждает к поиску дополнительной литературы, чтению,
что также работает и на развитие технического этапа чтение, речи, словарного запаса, привитие любознательности и ответственности за порученное дело.
«Я – оса. У меня есть уютное гнездо, в котором живет моя семья. Моя семья – трутни, рабочие осы и мои детки. Самые ленивые в семье – трутни. Самые трудолюбивые – рабочие осы. Рабочие осы строят и охраняют гнезда, ухаживают за моими детками. Но самая главная в семье – я, потому что я – матка». Артем С.
III. Метод создания опор.
1. Сущность этого метода состоит в том, что детям предлагается определенный набор обязательных функций сказочных персонажей, который и служит своеобразным каркасом, схемой построения сказки.
Функции составляют внутреннюю смысловую структуру сказки. Поэтому по одному и тому же набору функций можно воспроизвести и создавать неограниченное количество сказок. Набор функций дополнен некоторыми обязательными композиционными элементами: зачином, сказочными повторами, концовкой «добро побеждает зло», что позволило использовать на занятиях некоторые элементы литературоведческого анализа.
Функции:
Зачин;
Событие;
Испытание;
Сказочные повторы;
Возвращение домой;
Добро побеждает зло.
Прием сочинения сказок на основе данного набора функций выступает не только как средство, стимулирующее воображение, но и как способ построения внутренней структуры текста.
2. Прием составления опор – иллюстраций. Опоры – иллюстрации представляют собой готовые или созданные детьми и учителем иллюстрации, отражающие основные сюжетные точки повествовательного текста. Порядок работы над ними опирается на известный в традиционной методике процесс создания диафильма. Отличие заключается в том, что содержание графического рисунка определяется не любим эпизодом текста, а сюжетно значимым. Количество рисунков обычно невелико. (показать рисунки из сказки, попытаться рассказать сказку)
Вся работа над текстом должна быть проникнута вниманием к Слову. Занятия строятся таким образом, что сам словесный «диктует» методику его рассмотрения. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведений, а не анализ их содержания. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста. Внимание к звучащему слову в стихах дает возможность услышать шум воды, вой ветра, скрип деревьев. Дети учатся понимать, что музыка тесно связана с поэзией и живописью, а синтез образов усиливает эмоциональность. У них пробуждается желание творить самостоятельно: сочинять сказки и стихи, рисовать картины.
Нужно как можно больше играть। В игре ребенку открывается мир взрослых. Детям должно быть интересно учиться. Они смогут и рассуждать, и мечтать, если отнестись к ним как к соавторам. Занятия покажут вам, насколько богата детская фантазия, насколько нестереотипно детское мышление, какие богатые речевые возможности заложены в каждом ребенке.
Мы с детьми такую работу, в основном, ведем на спецкурсе «Языкознание» и подключаем уроки труда.
I. Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего.
Цель – обучение составлению устного текста повествовательного типа.
Суть – дети одновременно с учителем заняты в двух видах деятельности: рисовании и рассказывании.
Рисование является для ребенка более знакомым видом деятельности, поэтому этот метод можно применять в начале обучения. Сказочный сюжет предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Изображение «действующих предметов» по ходу повествования представляет собой составление иллюстративных опор для последующего самостоятельного воспроизведения сочиненного текста. Эта работа вызывает у ребенка чувство уверенности в собственных силах, что стимулирует процесс коллективного творчества.
Метод реализуется в двух разновидностях.
1. Дети совместно с учителем составляют план повествовательного текста с элементами описания при помощи изобразительных средств. Генетически такой вид деятельности восходит к игре – рисованию, сопровождающейся рассказом. «Сейчас я нарисую цветок…» Одновременно дается понятие о цветах солнечного спектра. Литературным материалом служат известные детям стихи, песни, загадки о радуге, солнце, дожде. Создание на таком занятии проблемной ситуации позволяет расширить творческие возможности ребенка.
2. Рассказ – игра. Дети коллективно составляют текст повествовательного типа с элементами описания по опорам – иллюстрациям, сделанным учителем.
Например: (слайды в презентации)
Все вы любите слушать и смотреть сказки. А сегодня мы с вами вместе сочиним сказку. Герои в этой сказке необычные. Итак, мы начинаем….
В некотором царстве, в сказочном государстве жил – был веселый карандаш. Он очень любил рисовать кружки. Однажды случилось чудо. Все кружки ожили.
Желтый кружок превратился… В кого может превратиться желтый кружок? (цыпленок, лимон, и т.д.). Побежал цыпленок гулять и видит… И вот у карандаша синий кружок превратился…. (речка, …) и видит речку. Только наш цыпленок побежал к речке как вдруг навстречу ему… Карандаш нарисовал оранжевый кружок и он ожил в… (лиса). Чтобы спасти цыпленка карандаш быстро нарисовал много – много сереньких кружков. И вдруг они превратились…… А что случилось дальше с хитрой лисой? …(заканчивают сказку сами)
Мотивация такого действия – в характере текста (сказка – путешествие с высоконравственной целью – чье – то спасение.
Одновременно с составлением сказки дети могут зарисовывать опоры – иллюстрации к себе в альбом.
Также очень интересно проходит занятие по придумыванию необычных животных, применяя прием «Объединение». Перед началом дети знакомятся со стихотворением Г. Сапгира «Крокодил и Петух»
На желтом лугу, где растет чепуха,
Лиловая, как чернила,
Повстречал
Крокодил с головой петуха
Петуха с головой крокодила.
И оба сказали такие слова:
- Какая чудная у вас голова!
Я, может, не прав,
Но, мне кажется, вы
Достойны скорее моей головы.
- Хотите меняться?-
Петух предложил.
- Отлично! Давайте!- сказал Крокодил.
Обменявшись такими словами,
Поменялись они головами.
И каждый подумал:
«Красива на диво!
Обманул я его, чудака».
И ушел Крокодил с головой крокодила,
А Петух с головой петуха.
Дети придумывают этим новым животным названия, объединяя их исходные части. (крокотух, петудил)
Затем дети получают названия фантастических животных, рисуют их и рассказывают об их способностях.
Примеры названий:
Жиразьяна (жираф + обезьяна)
Легр ( лев + тигр)
Зебряц (зебра + заяц)
Волжик (волк + ежик)
Голувлин (голубь + павлин)
Лошаведь ( лошадь + медведь)
Затем дети рисуют фантастических животных. В классе придумывают им названия. В конце занятия по группам или индивидуально дети сочиняют сказочные истории с этими фантастическими животными.
II. Метод, основанный на знаменитом магическом «если бы…» К. С. Станиславского.
Ребенок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже.
На первых этапах – это перенесение реальных героев в хорошо знакомые обстоятельства и составление текста от лица этих героев. При этом в предмете или явлении выделяются наиболее существенные признаки, на основании которых строится миниатюрный текст – описание или повествование.
На занятиях мои ученики пробуют «оживлять», «очеловечивать» окружающий мир, приписывают человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Постепенно ребята представили себя снегом, почкой, сосулькой, капелькой и т. д. Во время работы с устными высказываниями и письменными работами я не даю никаких установок, не составляю плана ответа или сочинения, так как считаю, что эти виды работ требуют от маленьких авторов «открытия», собственного видения предмета.
«Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или – даже больше – легли на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных и прекрасных вещей». Так писал К. Паустовский.
Действительно, даже каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Так мы начали поиск сюжета. На одном из уроков мы с детьми говорили о рыбалке. Дети заинтересовались, какие бы мысли рождались у предметов – поплавка, удочки, если бы они были живыми существами? Так родились сказочные сочинения – миниатюры. (образцы на слайде в презентации)
Интересно и увлекательно можно писать рассказы на уроках по изучению окружающего мира. К сожалению, до сих пор в школе нет единой программы проведения сочинений по разным предметам.
Этот вид работы очень полезен и эффективен. Во – первых, запись рассказа от лица рассказчика – героя помогает ребятам представить себя на месте животных и почувствовать их проблемы, познакомиться с трудностями существования братьев меньших. Дети становятся добрее к природе. Многие впервые узнали, какие беды для природы несет себе человек. Во- вторых, ребятам, прежде чем написать текст, нужно прочитать дополнительную
литературу о жизни той же лисицы, или муравья, или бабочки, их повадках, образе жизни. Это побуждает к поиску дополнительной литературы, чтению,
что также работает и на развитие технического этапа чтение, речи, словарного запаса, привитие любознательности и ответственности за порученное дело.
«Я – оса. У меня есть уютное гнездо, в котором живет моя семья. Моя семья – трутни, рабочие осы и мои детки. Самые ленивые в семье – трутни. Самые трудолюбивые – рабочие осы. Рабочие осы строят и охраняют гнезда, ухаживают за моими детками. Но самая главная в семье – я, потому что я – матка». Артем С.
III. Метод создания опор.
1. Сущность этого метода состоит в том, что детям предлагается определенный набор обязательных функций сказочных персонажей, который и служит своеобразным каркасом, схемой построения сказки.
Функции составляют внутреннюю смысловую структуру сказки. Поэтому по одному и тому же набору функций можно воспроизвести и создавать неограниченное количество сказок. Набор функций дополнен некоторыми обязательными композиционными элементами: зачином, сказочными повторами, концовкой «добро побеждает зло», что позволило использовать на занятиях некоторые элементы литературоведческого анализа.
Функции:
Зачин;
Событие;
Испытание;
Сказочные повторы;
Возвращение домой;
Добро побеждает зло.
Прием сочинения сказок на основе данного набора функций выступает не только как средство, стимулирующее воображение, но и как способ построения внутренней структуры текста.
2. Прием составления опор – иллюстраций. Опоры – иллюстрации представляют собой готовые или созданные детьми и учителем иллюстрации, отражающие основные сюжетные точки повествовательного текста. Порядок работы над ними опирается на известный в традиционной методике процесс создания диафильма. Отличие заключается в том, что содержание графического рисунка определяется не любим эпизодом текста, а сюжетно значимым. Количество рисунков обычно невелико. (показать рисунки из сказки, попытаться рассказать сказку)
Вся работа над текстом должна быть проникнута вниманием к Слову. Занятия строятся таким образом, что сам словесный «диктует» методику его рассмотрения. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведений, а не анализ их содержания. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста. Внимание к звучащему слову в стихах дает возможность услышать шум воды, вой ветра, скрип деревьев. Дети учатся понимать, что музыка тесно связана с поэзией и живописью, а синтез образов усиливает эмоциональность. У них пробуждается желание творить самостоятельно: сочинять сказки и стихи, рисовать картины.
Нужно как можно больше играть। В игре ребенку открывается мир взрослых. Детям должно быть интересно учиться. Они смогут и рассуждать, и мечтать, если отнестись к ним как к соавторам. Занятия покажут вам, насколько богата детская фантазия, насколько нестереотипно детское мышление, какие богатые речевые возможности заложены в каждом ребенке.
Скачать презентацию можно здесь.
Литература:
Журналы "Начальная школа" № 5- 1978, № 4,- 1980, № 3- 1981, № 12-1987, №12- 1991,№9 - 1992.
Литература:
Журналы "Начальная школа" № 5- 1978, № 4,- 1980, № 3- 1981, № 12-1987, №12- 1991,№9 - 1992.
0 коммент.:
Отправить комментарий