27 сентября 2009

Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок

Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя. Ибо слово, речь связаны мышлением.
Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить.
Использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки – древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла. В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств.
Умение создавать речевые жанры – считаю также важнейшим умением, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребенка. Формируется умение через устную и письменную речь, индивидуальную и монологическую.

Загадка – один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникшей еще в первобытные времена.
Загадка – краткое, ритмически организованное и нередко рифмованное изречение, но, в отличие от пословицы, заключающее в себе не поучение, а иносказание, Описание явления или предмета через образы, имеющие с ним иногда лишь отдаленное, иногда более или менее близкое сходство. Загадки требуют разгадки. Загадки многочисленны и разнообразны по тематике. Ф. И. Буслаев отметил большую роль загадок в обучении и воспитании: «При помощи загадок учили мудрости, при их помощи и испытывали человеческую мудрость».
Загадки требуют от отгадывающего народного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки – вопросы, загадки – задачи, загадки – описания – нередко все они помогают увидеть в обыкновенном – необыкновенное, а необычном – обычное, в быте – поэзию.
Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.
На спецкурсе дети познакомились с построением загадки:
1. В загадках всегда раскрываются главные качества предмета, по которым его можно отличить от многих, даже похожих.
Маленький, беленький,
По песочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
2. В загадках часто используется особый художественный прием, когда сравнивают два похожих предмета.
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
3. Почти всегда для удобства запоминания и яркости изображения загадка имеет рифму.
4. Загадка составляется в форме вопроса, который требует раскрыть одну, главную, сторону предмета.
Кто на себе свой дом возит?( улитка)
Составление загадок провожу в коллективной работе класса, с максимальным привлечением детей. Использовала аналогии с образцами, привлекая алгоритм действий.
На что похоже? Чем отличается?
Последовательность работы.
1. Выбрать объект;
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?»
3. Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?»
4. Вставить слова – связки «как…», «…но не…».
5. Прочитать готовую загадку.
расческа
На что похоже? Чем отличается?
Как забор но не перелезть
Как пила но не пилит
Как трава но не растет
Загадка – это художественная литература. Основной художественный прием – это сравнение. Поэтому работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления.
Белые звездочки с неба летят
И на лапах елок ярко блестят. (Женя К.)
Белый цветочек с неба упал,
Лег на ладошку и тут же пропал. (Лена Я.)
Белые горошинки громко звенят
На ветру в траве мягко дрожат. (Неля Л.)
Очень много загадок даю на уроках. Это и математика, и чтение, и русский язык и т. д. Загадки даю группами на разные темы, по 3 -4 загадки сразу. Это делаю для того, чтобы избежать подсказки, которую ребенок получает из только что прочитанного произведения. Часто даю задание выбрать загадки на ту или иную тему – о сезонах, о животных. Эта работа требует не только отгадки, но и группировки загадок. Загадка учит ребят находить сходство предметов, сближать далекие предметы по сходным признакам. Загадка оставляет в сознании ребенка образ предмета, поэтому к
работе с загадкой обращаюсь на уроках постоянно. Урок оживляется. Развивается и обогащается речь детей. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, пробуждает к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.
Интересное занятие предлагает Доронцова В. Л
. "Загадаю я загадку" .

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю