25 сентября 2009

Работа над выразительностью речи

Данный дидактический материал, собранный и использованный мной, отражает работу речевого и коммуникативного развития младшего школьника через упражнения над выразительностью речи.
Выразительной называется такая речь, которая способна поддержать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи на адресата.
Выразительность формируется единицами всех ярусов языковой системы. При изменении целей общения для создания этого качества используются языковые средства.
В первую очередь, я выделила невербальные речевые умения, цель которых – коррекция средств невербального общения: позы, жестов, мимики, взглядов, тембра, темпа, тона, дикции, интонации.
Эти умения развиваю через устную, индивидуальную речь учащихся. Для этого использую ролевые игры, диалоги, инсценировки и т.д. Этим самим вырабатывается выразительность речи.

Например: ролевая игра «Мимика и жесты», где ученики должны произнести слово, фразу, скороговорку с разной эмоциональной окраской, сопровождая их разными жестами и мимикой.
Вы восхищаетесь, представляя следующие ситуации:
 вам преподнесли подарок, выразите свое удовольствие;
 вы на берегу реки, вы очень рады, что попали сюда, выразите свою радость;
 вы видите котенка, он очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите это чувство.
В развитии навыков выразительного чтения у учащихся большое значение имеют упражнения в чтении различного по жанру и содержанию литературного материала, особенно же прямой и диалогической речи, отличающейся богатством разговорных интонаций. С этой целью даю диалоги.
Содержанием диалогов является детский фольклор. Небольшие сценки, песенки, шутки, насыщенные метким юмором, свойственным характеру русского народа. «Веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражения» - так определяет А.С. Пушкин основные качества народного творчества.
Чтение диалогов обычно проходит оживленно, с большим интересом. Чтение диалогов в течении года несколько раз повторяем, однако внимание к ним не ослабевает. Наоборот, соревнуясь друг с другом на лучшее выразительное чтение, ученики особенно внимательно относятся к чтению своих друзей.
Воздействуя на чувства и воображения, диалоги побуждают учеников к самостоятельному творчеству, составлению своих диалогов.Вашему вниманию представлен дидактический материал не только по работе с диалогами, но и по развитию силы и громкости голоса, который можно посмотреть
здесь.

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю