Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Как раскрывается значение термина речь в толковом словаре В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной:
Первое значение – это речь как процесс, как деятельность: «механизмы речи», «органы речи».
Второе значение – это речь как продукт, как деятельность, синоним – текст: «культура речи», «анализ речи учащихся».
Третье значение – один из ораторских жанров: «адвокат на суде произнес яркую, убедительную речь».
Все три значения термина могут быть применены к существующим видам речи, которые выделяют психологи: письменной, устной (диалогической и монологической) –внешней. мысленной - внутренней речи.
М. Г. Львов в книге «Методика развития речи младших школьников» выделяет три основных типа внутренней речи:
А) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
Б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:
В) внутреннее проговаривание, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
Речь письменная – вербальное общение при помощи письменных текстов. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом и стилистическом отношениях. Ей свойственна весьма сложная композиционно – структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда – особая задача обучения речью в школе.
Речь устная – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.
Устная речь делится на:
Диалогическую речь – это речь, поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т. е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и констектуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
Монологическую речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний. Общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
Речь может быть определена через язык. Происхождение языка не во все уяснено в науке. Прошли многие тысячелетия, и язык, отшлифованный тысячами поколений, поражает сегодня и своим богатством, и гибкостью, и подчас избыточностью.
В речи реализуется все богатство языка, все его выразительные возможности.
В то же время именно через речь обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений. «В языковой стихии возникает все новое и новое в языке, переосмысливается старое, формируется «языковой вкус эпохи». (В. Г. Костомаров)
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредственная языком.
Речь выполняет функции:
- обозначения – каждое слово, предложение имеют определённое содержание.
- сообщения – передача сведений, знаний, опыта.
- выражения – обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений.
- воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.
Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
В речи отражается личность говорящего: языковые влияния в детстве, на протяжении жизни; образовательный культурный уровень человека, его увлечения, его опыт. Вильгельм Гумбольд писал: «только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности».
Исходя из исследований литовского психолога А. Гучаса можно сказать, что письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. Однако, при правильном развитии речи ребенка, эта разница быстро пропадает. Об этом можно судить по таблице.
Разница слов в устной и письменной речи учащихся. (по А. Гучасу)
Возраст ребенка Количество слов
Устная речь Письменная речь
8 л. 4 мес. 2462 1596
10 л. 6 мес. 4119 3279
12 л. 4 мес. 2408 2681
14 л. 3 мес. 2331 2902
Установлено, что эффективность живого общения в условиях, когда собеседники видят друг друга, когда в общении участвует все окружающее пространство, повышается на 35%, а иногда – в два раза более.
(Продолжение следует)
Как раскрывается значение термина речь в толковом словаре В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной:
Первое значение – это речь как процесс, как деятельность: «механизмы речи», «органы речи».
Второе значение – это речь как продукт, как деятельность, синоним – текст: «культура речи», «анализ речи учащихся».
Третье значение – один из ораторских жанров: «адвокат на суде произнес яркую, убедительную речь».
Все три значения термина могут быть применены к существующим видам речи, которые выделяют психологи: письменной, устной (диалогической и монологической) –внешней. мысленной - внутренней речи.
М. Г. Львов в книге «Методика развития речи младших школьников» выделяет три основных типа внутренней речи:
А) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
Б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:
В) внутреннее проговаривание, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
Речь письменная – вербальное общение при помощи письменных текстов. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом и стилистическом отношениях. Ей свойственна весьма сложная композиционно – структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда – особая задача обучения речью в школе.
Речь устная – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.
Устная речь делится на:
Диалогическую речь – это речь, поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т. е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и констектуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
Монологическую речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний. Общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
Речь может быть определена через язык. Происхождение языка не во все уяснено в науке. Прошли многие тысячелетия, и язык, отшлифованный тысячами поколений, поражает сегодня и своим богатством, и гибкостью, и подчас избыточностью.
В речи реализуется все богатство языка, все его выразительные возможности.
В то же время именно через речь обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений. «В языковой стихии возникает все новое и новое в языке, переосмысливается старое, формируется «языковой вкус эпохи». (В. Г. Костомаров)
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредственная языком.
Речь выполняет функции:
- обозначения – каждое слово, предложение имеют определённое содержание.
- сообщения – передача сведений, знаний, опыта.
- выражения – обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений.
- воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.
Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
В речи отражается личность говорящего: языковые влияния в детстве, на протяжении жизни; образовательный культурный уровень человека, его увлечения, его опыт. Вильгельм Гумбольд писал: «только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности».
Исходя из исследований литовского психолога А. Гучаса можно сказать, что письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. Однако, при правильном развитии речи ребенка, эта разница быстро пропадает. Об этом можно судить по таблице.
Разница слов в устной и письменной речи учащихся. (по А. Гучасу)
Возраст ребенка Количество слов
Устная речь Письменная речь
8 л. 4 мес. 2462 1596
10 л. 6 мес. 4119 3279
12 л. 4 мес. 2408 2681
14 л. 3 мес. 2331 2902
Установлено, что эффективность живого общения в условиях, когда собеседники видят друг друга, когда в общении участвует все окружающее пространство, повышается на 35%, а иногда – в два раза более.
(Продолжение следует)
0 коммент.:
Отправить комментарий