30 сентября 2009

Психологическая поддержка учителя

Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного школьника. Об этом много говорят и пишут. А вот проблема развития эмоциональной устойчивости и сохранения психологического здоровья учителя освещается гораздо скромнее. Совершенно очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личности.
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне его личности.Это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

Давно настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия.
Практика показывает, что учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка.
Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации.
Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"
Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.
Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?
Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.
Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной.
Каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния.
Вот, например, две примерные программы самовнушения для учителей.
· Для оптимизации настроения:
"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".
· Для настройки на сложный урок:
"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе".
Более подробно о психологической поддержке учителя можно прочитать в статье психолога ПАНИНОЙ ГАЛИНЫ
"Психологическая поддержка учителя. Профессиональное здоровье учителей".

1 коммент.:

Michael de`OZ комментирует...

картьинка красивая, но жаль что мелкая

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю