Как сделать так, чтобы дети на уроке сотрудничали? Все были включены в работу? Слышали друг друга, а значит, могли высказать свое мнение по поводу ответа товарища, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил, а может, даже дополнить ответ еще новыми фактами. Это возможно, если детей научить слышать друг друга.
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее разграничение понятий: "слушать – воспринимать слухом что-нибудь (слушать музыку, слушать лектора), следовать чьим-нибудь советам, приказам"; "слышать – различать, воспринимать что-нибудь слухом (слышать голоса спорящих); замечать, чувствовать, слышать для подтверждения сказанного..." "Слышать" – это еще и одновременно размышлять и сопереживать говорящему, совершать вместе с ним некую внутреннюю психическую деятельность, мобилизовать себя на рассуждение, участие в диалоге по поводу услышанного.
Методические приемы овладения навыком "слушать и слышать":
1. Четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов.
2. Выдерживание паузы.
3. Коллективный анализ выполняемых заданий.
Что такое школьный урок? Одни скажут, это форма организации педагогического процесса; другие – сорок-сорок пять минут, за которые надо чему-то научить, что-то объяснить; третьи назовут предмет – математика, чтение, русский... Так ответит учитель.
Но для ребенка урок – это не парта, доска и сорок минут, как, к сожалению, считают некоторые учителя. Для него это время, когда он познает себя, окружающий мир, делает новые открытия, ищет верные варианты решения, сомневается, сожалеет, радуется, учится на своих ошибках, увлекается... Все это – кусочек его жизни.
Каким будет урок, во многом зависит от учителя, от его отношения к работе, а главное, от любви к детям.
В современном мире учителю работать и труднее, и легче. Изобилие источников информации, с одной стороны, дает возможность работать с разнообразным материалом – это Интернет, электронная связь, радио и телепередачи, но, с другой стороны, как разобраться во всем этом и не нарушить основную заповедь: "Не навреди!"?
Что же обозначают эти понятия?
Слушать – прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать.
Слышать – разуметь, понимать, рассуждать одновременно с говорящим, анализировать то, что говорят.
Задача учителя – научить детей слышать. Как же это сделать?Это:
1. Четкость задания или формулировка общего вопроса.
2. Пауза.
3. Предоставляется слово слабому ученику, все остальные опускают руки.Важно отметить, что нет диалога через учителя!
4. Когда ребенок высказался, тогда можно поднять руки, чтобы дополнить ответ, высказать свое мнение.
То, что мы рассмотрели, касается организации деятельности детей на уроке. Второй не менее важный аспект – психологическое состояние учащихся на уроке.
О технологии "Слушать и слышать" можно более более подробно прочитать в статье канд. пед. наук, доцента Марии Ивановны КРАСНОВОЙ здесь.
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее разграничение понятий: "слушать – воспринимать слухом что-нибудь (слушать музыку, слушать лектора), следовать чьим-нибудь советам, приказам"; "слышать – различать, воспринимать что-нибудь слухом (слышать голоса спорящих); замечать, чувствовать, слышать для подтверждения сказанного..." "Слышать" – это еще и одновременно размышлять и сопереживать говорящему, совершать вместе с ним некую внутреннюю психическую деятельность, мобилизовать себя на рассуждение, участие в диалоге по поводу услышанного.
Методические приемы овладения навыком "слушать и слышать":
1. Четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов.
2. Выдерживание паузы.
3. Коллективный анализ выполняемых заданий.
Что такое школьный урок? Одни скажут, это форма организации педагогического процесса; другие – сорок-сорок пять минут, за которые надо чему-то научить, что-то объяснить; третьи назовут предмет – математика, чтение, русский... Так ответит учитель.
Но для ребенка урок – это не парта, доска и сорок минут, как, к сожалению, считают некоторые учителя. Для него это время, когда он познает себя, окружающий мир, делает новые открытия, ищет верные варианты решения, сомневается, сожалеет, радуется, учится на своих ошибках, увлекается... Все это – кусочек его жизни.
Каким будет урок, во многом зависит от учителя, от его отношения к работе, а главное, от любви к детям.
В современном мире учителю работать и труднее, и легче. Изобилие источников информации, с одной стороны, дает возможность работать с разнообразным материалом – это Интернет, электронная связь, радио и телепередачи, но, с другой стороны, как разобраться во всем этом и не нарушить основную заповедь: "Не навреди!"?
Что же обозначают эти понятия?
Слушать – прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать.
Слышать – разуметь, понимать, рассуждать одновременно с говорящим, анализировать то, что говорят.
Задача учителя – научить детей слышать. Как же это сделать?Это:
1. Четкость задания или формулировка общего вопроса.
2. Пауза.
3. Предоставляется слово слабому ученику, все остальные опускают руки.Важно отметить, что нет диалога через учителя!
4. Когда ребенок высказался, тогда можно поднять руки, чтобы дополнить ответ, высказать свое мнение.
То, что мы рассмотрели, касается организации деятельности детей на уроке. Второй не менее важный аспект – психологическое состояние учащихся на уроке.
О технологии "Слушать и слышать" можно более более подробно прочитать в статье канд. пед. наук, доцента Марии Ивановны КРАСНОВОЙ здесь.
3 коммент.:
Спасибо за ценную информацию.
Спасибо, Елена Борисовна.
Отправить комментарий