Не следует забывать, что жизнь языка – это речь внешняя и внутренняя, устная и письменная, бытовая и художественная. Великий Сократ сказал однажды своему ученику: « Загори, чтобы я тебя увидел».
Есть шесть основных закономерностей усвоения речи, выведенные А.П. Федоренко. Усвоение речи ребенка зависит:
- От натренированности мускулатуры его органов речи;
- От понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;
- От развития у ребенка восприимчивости и выразительности речи;
- От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
- Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
- Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.
Из объективно существующих и сформулированных закономерностей вытекают следующие методические принципы обучения языку и речи:
Принцип внимания к матери языка, суть которого заключается в необходимости обеспечивать тренировку речевого и мыслительного аппарата;
Принцип понимания языковых значений, диктующий необходимость, например, таких упражнений, которые обеспечивали бы усвоение лексического значения слов;
Принцип оценки выразительной речи, исходя из которого следует обеспечить школьнику возможность научиться выражать свою оценку действительности, создать условия для развития эмоциональной, духовной сферы ребенка средствами родного языка;
Принцип развития чувства языка, в соответствии с которым обучение ориентировано на создание условий для усвоения норм языка в устной и письменной речи;
Принцип координации устной и письменной речи, что означает, прежде всего, необходимость опережающего развития устной речи перед письменной;
Принцип убыстрения темпа обучения, который определяет ускорение темпа развития речи по мере совершенствования структуры речевых
навыков, а так же зависимость темпа общего развития от темпов развития речи. (Из статьи Архиповой Е. В. «О теории и практике» (журнал «Начальная школа» №6 – 97)
Из всего выше сказанного можно вывести несколько основных условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие – потребности детей высказываться;
Второе условие – о чем нужно сказать, т. е. наличие содержания;
Третье условие – создание хорошей среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности.
Основные структурные компоненты языкового образования школьника:
- Языковая система – совокупность знаний о языке в виде понятий, сведений, правил;
- Речевая деятельность как реализация языка, включающая процессы чтения, письма, слушания, говорения. Практический данный компонент объединяет в себе речеведческие знания и формируемые на их основе речевые умения разной степени сложности, в частности, умения воспринимать и создавать текст;
- Речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты – образцы определенного типа и стиля речи;
- Способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общепознавательных умений;
- Культура речевого поведения.
«Культура народа – носителя русского языка. Невозможно познать русский язык в отрыве от познания всего того, что создано народом, говорящим на этом языке. В жизни каждого развитого народа слагаются результаты жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов… и все это громадное наследство душевной жизни… людей передается ребенку в родном языке» (К.Д. Ушинский)
Анализ педагогических исследований дал основание выделить требования к речи учащихся:
Содержательность – тема высказывания должна быть знакома ребенку, рассказ должен быть интересен слушателю и самому рассказчику, поэтому надо научиться отбирать материал;
Лексическая последовательность в построении высказывания – логический переход от одной части высказывания к другой, умение завершить рассказ;
Грамматическая правильность речи, т. е. соответствие литературной норме – правильное согласование слов в предложениях, составленных по законам синтаксиса;
Точность словоупотребления, т. е. умение выбрать те слова, которые отражают замысел говорящего во всей полноте. Это требование можно рассматривать и в смысле использования разнообразных лексических средств – синонимов, антонимов, многозначных слов;
Выразительность речи. Это требование связано с предыдущим, так как умение ярко и убедительно передать мысль всегда связано с выбором разнообразных выразительных средств речи;
Ясность речи и ее чистота также связаны с выбором языковых средств в зависимости от контекста.
Правильное звуковое оформление речи – использование интонации, дикции, внятность плавность речи.
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать. Формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Список литературы.
1. Бабкина Н. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников.- М.,: Аркти, 2002.
2. Горшков Л. И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1997.
3. Головин Б. Н. Основы культуры речи.- М.: Высшая школа, 1980.
4. Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
5. Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.
6. Максимов В. И. К тайнам словообразования. – М.: Просвещение, 1980.
7. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. - М.: Просвещение, 1991.
8. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - Гринго. Лайнер, 1995.
9. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1984.
10. Рамзаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997.
11. Журнал «Начальная школа» №6, 1997. Статья Архипова Е. В. «О теории и практике».
12. Журнал «Начальная школа» №1, 2000. Статья Львова М.Р. «Язык и речь».
13. Журналы "Начальная школа" № 5- 1978, № 4,- 1980, № 3- 1981, № 12-1987, №12- 1991.
Есть шесть основных закономерностей усвоения речи, выведенные А.П. Федоренко. Усвоение речи ребенка зависит:
- От натренированности мускулатуры его органов речи;
- От понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;
- От развития у ребенка восприимчивости и выразительности речи;
- От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
- Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
- Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.
Из объективно существующих и сформулированных закономерностей вытекают следующие методические принципы обучения языку и речи:
Принцип внимания к матери языка, суть которого заключается в необходимости обеспечивать тренировку речевого и мыслительного аппарата;
Принцип понимания языковых значений, диктующий необходимость, например, таких упражнений, которые обеспечивали бы усвоение лексического значения слов;
Принцип оценки выразительной речи, исходя из которого следует обеспечить школьнику возможность научиться выражать свою оценку действительности, создать условия для развития эмоциональной, духовной сферы ребенка средствами родного языка;
Принцип развития чувства языка, в соответствии с которым обучение ориентировано на создание условий для усвоения норм языка в устной и письменной речи;
Принцип координации устной и письменной речи, что означает, прежде всего, необходимость опережающего развития устной речи перед письменной;
Принцип убыстрения темпа обучения, который определяет ускорение темпа развития речи по мере совершенствования структуры речевых
навыков, а так же зависимость темпа общего развития от темпов развития речи. (Из статьи Архиповой Е. В. «О теории и практике» (журнал «Начальная школа» №6 – 97)
Из всего выше сказанного можно вывести несколько основных условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие – потребности детей высказываться;
Второе условие – о чем нужно сказать, т. е. наличие содержания;
Третье условие – создание хорошей среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности.
Основные структурные компоненты языкового образования школьника:
- Языковая система – совокупность знаний о языке в виде понятий, сведений, правил;
- Речевая деятельность как реализация языка, включающая процессы чтения, письма, слушания, говорения. Практический данный компонент объединяет в себе речеведческие знания и формируемые на их основе речевые умения разной степени сложности, в частности, умения воспринимать и создавать текст;
- Речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты – образцы определенного типа и стиля речи;
- Способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общепознавательных умений;
- Культура речевого поведения.
«Культура народа – носителя русского языка. Невозможно познать русский язык в отрыве от познания всего того, что создано народом, говорящим на этом языке. В жизни каждого развитого народа слагаются результаты жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов… и все это громадное наследство душевной жизни… людей передается ребенку в родном языке» (К.Д. Ушинский)
Анализ педагогических исследований дал основание выделить требования к речи учащихся:
Содержательность – тема высказывания должна быть знакома ребенку, рассказ должен быть интересен слушателю и самому рассказчику, поэтому надо научиться отбирать материал;
Лексическая последовательность в построении высказывания – логический переход от одной части высказывания к другой, умение завершить рассказ;
Грамматическая правильность речи, т. е. соответствие литературной норме – правильное согласование слов в предложениях, составленных по законам синтаксиса;
Точность словоупотребления, т. е. умение выбрать те слова, которые отражают замысел говорящего во всей полноте. Это требование можно рассматривать и в смысле использования разнообразных лексических средств – синонимов, антонимов, многозначных слов;
Выразительность речи. Это требование связано с предыдущим, так как умение ярко и убедительно передать мысль всегда связано с выбором разнообразных выразительных средств речи;
Ясность речи и ее чистота также связаны с выбором языковых средств в зависимости от контекста.
Правильное звуковое оформление речи – использование интонации, дикции, внятность плавность речи.
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать. Формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Список литературы.
1. Бабкина Н. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников.- М.,: Аркти, 2002.
2. Горшков Л. И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1997.
3. Головин Б. Н. Основы культуры речи.- М.: Высшая школа, 1980.
4. Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
5. Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.
6. Максимов В. И. К тайнам словообразования. – М.: Просвещение, 1980.
7. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. - М.: Просвещение, 1991.
8. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - Гринго. Лайнер, 1995.
9. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1984.
10. Рамзаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997.
11. Журнал «Начальная школа» №6, 1997. Статья Архипова Е. В. «О теории и практике».
12. Журнал «Начальная школа» №1, 2000. Статья Львова М.Р. «Язык и речь».
13. Журналы "Начальная школа" № 5- 1978, № 4,- 1980, № 3- 1981, № 12-1987, №12- 1991.
0 коммент.:
Отправить комментарий