Любой учебный проект – исследование имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Опыт моей работы в проектно – исследовательской деятельности еще мал, но кое – какими моментами в этой работе могу поделиться.
Несколько слов об опыте организации проектно-исследовательской деятельности в 4 «А» классе по теме «Победители. Солдаты ВО войны».
Основными педагогическими задачами учебного проекта стали:
• Познакомить детей с технологией проектно-исследовательской деятельности.
• Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, активности, творчеству, сотрудничества.
• Развивать мотивы самообразования как интереса к дополнительным источникам информации, чтения дополнительной литературы из разных областей научного знания.
• Формировать умение делать публичные выступления по итогам всего исследования или его этапов (индивидуальные отчеты, групповые отчеты, отчет на конференции).
Всю работу мы построили по девизом:
«Скажи мне, и я забуду!
Покажи мне, и я запомню!
Дай мне действовать самому, и я пойму!»
Учебный проект в общем виде состоял из 4 этапов:
• Погружение в проект.
• Организация деятельности.
• Осуществление деятельности.
• Презентация результатов.
Сначала провела занятие с детьми, в ходе которого дети осознали важность исследовательских умений в жизни любого современного человека, познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. На этом этапе осуществлялись различные мероприятия: экскурсии в музей, встреча с интересными людьми, проведение уроков на данную тему, организация выставки книг на военную тему.
Затем начали работу с постановки цели, задач. Определили с детьми план работы. Также мы установили исследовательский интерес каждого ребенка и определились с темами. Некоторые темы подсказала им я, некоторые предложили родители, которые приняли активное участие в работе над проектом. Дальше определились с кем они будут выполнять работу. Кто – то решил работать в группе, в паре, один. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями (на родительском собрании наметили, какую помощь могут оказать родители детям, определилась степень участия каждой семьи в проектно-исследовательской деятельности.
Осуществление деятельности каждой группой происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общей для всех задачей стала сбор информации по теме своего исследования.
Традиционно дети искали информацию в школьной, детской, домашней библиотеках. Очень важно, что четвероклассники учились искать информацию в Интернете. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям и экскурсиям
Дети вместе с родителями подбирали материал, советовались со мной. На заключительном этапе дети защищали свою работу в классе.
Этап защиты является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Дети оформили результаты исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, газет, рефератов. Они приготовили публичные выступления в классе.
По моим наблюдениям, детским и родительским отзывам данные проекты нашли значительный эмоционально- познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному развитию речевой и коммуникативной деятельности школьника. Система Занкова – это развивающее обучение, по типу урока – это урок исследование, который строится на проблемно – поисковой технологии. Поэтому на уроках мы постоянно бываем следопытами, ведя коллективный поиск решения поставленной проблемы.
Взяв первый класс, стали с детьми при содействии родителей работать над мини – проектами. Приведу один пример. Проект «Моя семья». Работа велась и дома вместе с родителями, и в классе на разных уроках. В итоге получили продукт:
Урок труда: аппликация из фантиков «Моя семья»;
Урок рисования: рисунок «Моя семья»;
Урок русского языка: сочиняли рассказы о семье и дома вместе с родителями оформляли книжки - малышки;
Урок окружающего мира: вместе с родителями рисовали герб семьи и составляли генеалогическое дерево.
Во втором классе исследовательскую работу строила постепенно, по этапам. Очень хорошим подспорьем стала тетрадь «Я – исследователь» Савенкова А. И. Это пособие помогает включать ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Какие этапы включает в себя эта деятельность:
1. Выбор темы исследования
Задай себе вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься (математикой, поэзией, историей и т.д.)
Чем я чаще всего занимаюсь?
По каким предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что – то такое, чем я особенно горжусь?
2. Темы исследования
Фантастические
Экспериментальные
Теоретические
3. Определение цели и задач исследования
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи исследования уточняют цель, описывают основные шаги.
Для решения проблемы потребуется гипотеза по теме исследования
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.
Гипотезы начинают словами:
ПРЕДПОЛОЖИМ …
ДОПУСТИМ …
ВОЗМОЖНО …
ЧТО,ЕСЛИ …
4. Организация исследования
Как составить план работы?
Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем?
Какими методами будем использовать при исследовании:
5. Подготовка к защите исследовательской работы
Результат по проектно – исследовательской деятельности будет тогда, когда будет совместная работа ученика, учителя и родителя, поэтому, на родительском собрании родители знакомятся с презентацией «Как учить детей исследовать». Часть презентации представляю вашему вниманию. Также ее можно скачать здесь.
Опыт моей работы в проектно – исследовательской деятельности еще мал, но кое – какими моментами в этой работе могу поделиться.
Несколько слов об опыте организации проектно-исследовательской деятельности в 4 «А» классе по теме «Победители. Солдаты ВО войны».
Основными педагогическими задачами учебного проекта стали:
• Познакомить детей с технологией проектно-исследовательской деятельности.
• Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, активности, творчеству, сотрудничества.
• Развивать мотивы самообразования как интереса к дополнительным источникам информации, чтения дополнительной литературы из разных областей научного знания.
• Формировать умение делать публичные выступления по итогам всего исследования или его этапов (индивидуальные отчеты, групповые отчеты, отчет на конференции).
Всю работу мы построили по девизом:
«Скажи мне, и я забуду!
Покажи мне, и я запомню!
Дай мне действовать самому, и я пойму!»
Учебный проект в общем виде состоял из 4 этапов:
• Погружение в проект.
• Организация деятельности.
• Осуществление деятельности.
• Презентация результатов.
Сначала провела занятие с детьми, в ходе которого дети осознали важность исследовательских умений в жизни любого современного человека, познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. На этом этапе осуществлялись различные мероприятия: экскурсии в музей, встреча с интересными людьми, проведение уроков на данную тему, организация выставки книг на военную тему.
Затем начали работу с постановки цели, задач. Определили с детьми план работы. Также мы установили исследовательский интерес каждого ребенка и определились с темами. Некоторые темы подсказала им я, некоторые предложили родители, которые приняли активное участие в работе над проектом. Дальше определились с кем они будут выполнять работу. Кто – то решил работать в группе, в паре, один. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями (на родительском собрании наметили, какую помощь могут оказать родители детям, определилась степень участия каждой семьи в проектно-исследовательской деятельности.
Осуществление деятельности каждой группой происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общей для всех задачей стала сбор информации по теме своего исследования.
Традиционно дети искали информацию в школьной, детской, домашней библиотеках. Очень важно, что четвероклассники учились искать информацию в Интернете. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям и экскурсиям
Дети вместе с родителями подбирали материал, советовались со мной. На заключительном этапе дети защищали свою работу в классе.
Этап защиты является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Дети оформили результаты исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, газет, рефератов. Они приготовили публичные выступления в классе.
По моим наблюдениям, детским и родительским отзывам данные проекты нашли значительный эмоционально- познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному развитию речевой и коммуникативной деятельности школьника. Система Занкова – это развивающее обучение, по типу урока – это урок исследование, который строится на проблемно – поисковой технологии. Поэтому на уроках мы постоянно бываем следопытами, ведя коллективный поиск решения поставленной проблемы.
Взяв первый класс, стали с детьми при содействии родителей работать над мини – проектами. Приведу один пример. Проект «Моя семья». Работа велась и дома вместе с родителями, и в классе на разных уроках. В итоге получили продукт:
Урок труда: аппликация из фантиков «Моя семья»;
Урок рисования: рисунок «Моя семья»;
Урок русского языка: сочиняли рассказы о семье и дома вместе с родителями оформляли книжки - малышки;
Урок окружающего мира: вместе с родителями рисовали герб семьи и составляли генеалогическое дерево.
Во втором классе исследовательскую работу строила постепенно, по этапам. Очень хорошим подспорьем стала тетрадь «Я – исследователь» Савенкова А. И. Это пособие помогает включать ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Какие этапы включает в себя эта деятельность:
1. Выбор темы исследования
Задай себе вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься (математикой, поэзией, историей и т.д.)
Чем я чаще всего занимаюсь?
По каким предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что – то такое, чем я особенно горжусь?
2. Темы исследования
Фантастические
Экспериментальные
Теоретические
3. Определение цели и задач исследования
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи исследования уточняют цель, описывают основные шаги.
Для решения проблемы потребуется гипотеза по теме исследования
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.
Гипотезы начинают словами:
ПРЕДПОЛОЖИМ …
ДОПУСТИМ …
ВОЗМОЖНО …
ЧТО,ЕСЛИ …
4. Организация исследования
Как составить план работы?
Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем?
Какими методами будем использовать при исследовании:
5. Подготовка к защите исследовательской работы
Результат по проектно – исследовательской деятельности будет тогда, когда будет совместная работа ученика, учителя и родителя, поэтому, на родительском собрании родители знакомятся с презентацией «Как учить детей исследовать». Часть презентации представляю вашему вниманию. Также ее можно скачать здесь.
Я, думаю, что вместе с родителями, дети научатся добывать и овладевать техникой исследовательского поиска.
2 коммент.:
Ольга Александровна, большое спасибо за предоставленный материал.
Спасибо!
Отправить комментарий